ОМО учителей Советского района г. Красноярска по теме «Формирование функциональной грамотности на уроках математики, русского языка, литературного чтения, технологии, ИЗО»
31 января 2024 года педагоги начальных классов МАОУ СШ 141 в рамках окружного методического объединения учителей Советского района г. Красноярска провели мастер-классы по теме «Формирование функциональной грамотности на уроках математики, русского языка, литературного чтения, технологии, ИЗО».
Педагоги начальной школы представили продуктивные приемы работы с текстом: как за минимум отведенного на уроке времени добиться результативности чтения, а урок превратить в увлекательное интересное исследование.
31 января 2024 года педагоги начальных классов МАОУ СШ 141 в рамках окружного методического объединения учителей Советского района г. Красноярска провели мастер-классы по теме «Формирование функциональной грамотности на уроках математики, русского языка, литературного чтения, технологии, ИЗО».
С развитием информационных технологий методы преподнесения учебного материала кардинально изменились. Книга и печатный текст являются основными средствами обучения, но современный урок подразумевает использование новых подходов.
Цель мастер-класса - обмен опытом по работе с текстом на различных типах уроков.
Работа с текстом является одной из задач на любом уроке. Недостаточно просто попросить учащихся открыть книгу на нужной странице, прочитать материал и ответить на поставленный вопрос. Это приведет к отсутствию необходимого результата и бессмысленной потере времени на уроке.
Один и тот же вид деятельности в рамках урока можно построить по-разному, чтобы он стал не просто результативным, а интересным и мотивирующим для учащихся. Чтобы чтение стало продуктивным, ученики должны занимать активную позицию, осуществляя разнообразные мыслительные операции.
Педагоги начальной школы представили продуктивные приемы работы с текстом: как за минимум отведенного на уроке времени добиться результативности чтения, а урок превратить в увлекательное интересное исследование.
«Работа с текстом на уроках литературы» Ростовцева М.А.
Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать - важные задачи ряда школьных предметов. И основная нагрузка ложится на предмет «литература».
Каждый урок литературного чтения - это особая встреча с автором того произведения, о котором в данном случае пойдет речь. Эта встреча должна быть незабываемой, неожиданной, интересной и полезной. Если мы хотим услышать мнение ребенка об этой встрече, значит и нужно постараться ее организовать.
Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», продуктивно - важная задача учителя. Достижение высоких результатов в понимании и восприятии прочитанного является ключом к успеху. На современном этапе необходим совершенно иной подход к приёмам анализа художественного произведения. Собственно, с этой целью и была создана технология продуктивного чтения.
«Работа с текстом на уроках русского языка» Павленко Н.И.
Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности формируются умения, общие для всех видов.
Конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.
«Работа с текстом на уроках математики» Ганжина С.А., Умнова Л.В.
В начальных классах встает острая проблема: дети, читая задачу самостоятельно или выслушав учителя, читающего им, не умеют работать с текстом задачи. Дети затрудняются в составлении задач по кратким схемам или таблицам. Мы пришли к выводу, что неумение работать с текстом на уроках математики в начальных классах – это проблема, стоящая во главе обучения решению задач.
Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно подобранных задач. Значительное место занимают в этой системе текстовые задачи. Они необходимы для того, чтобы сформировать у учащихся важные для обыденной жизни знания, а на их базе - умения и навыки, связанные с решением постоянно возникающих проблемных ситуаций.
«Работа с текстом на уроках ИЗО и технологии» Гончарова И.Л.
Казалось бы, предмет изобразительного искусства в школе – это один из самых нетекстовых предметов. Бытует ошибочное мнение, что ученики на этих уроках должны только рисовать. Но как можно что-то изображать, не осмыслив прежде предмет изображения, не получив при этом эмоционального заряда от прочтения поэтических строк? Уже в начале урока на этапе целеполагания использую тексты-загадки, что несомненно, активизирует внимание учащихся, развивает способность мыслить логически.
Для урока отбираются тексты иллюстративного характера. Чаще это стихи, как наиболее ёмкое по смысловой и эмоциональной энергетике произведение. Это позволяет создать у детей необходимое настроение, вызвать эмоциональный отклик. И, если стихотворение знакомо детям, они с удовольствием декламируют его вместе с учителем. Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. И часто художники слова помогают нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир. Причем они не только передают собственное настроение, чувства в произведении искусства, но и доносят до зрителя или слушателя звуки, краски, ароматы, красоту и гармонию.